space2.gif (55 bytes)

Велофара на сверхярком светодиоде

  Описывать особо нечего, поэтому только фотографии с короткими комментариями.
Светодиод на 5 Вт:

Luxeon V Portable Star

DC/DC преобразователь:

BuckPuck 3021DE700

Можно было бы использовать и резистор, но тогда яркость будет снижаться по мере разряда аккумулятора.

Френелевская оптика с держателем, угол излучения 10 градусов.

Просто коллимирующая линза, работает ни чуть не хуже этой, можно было ставить и её.

Эти детальки можно купить в Промэлектронике: тумблер, штеккер с гнездом и две стойки.
Для корпуса фары использовал старый конденсатор К50-3Б 2000мкф х 50В
Отпилил дно, вытряхнул внутренности из конденсатора. Этот отрезок разобрал на составные части.
Резиновая прокладка, она встанет в корпус фары под стекло для герметичности, а круглую пластинку использовал как шаблон при изготовлении радиатора и крышки фары.
Корпус будущей фары.

Подровнял до длины 70 мм и вырезал отверстие диаметром 28 мм. Алюминий, который идет на корпуса конденсаторов, экраны катушек и т.д., очень мягкий, отверстие вырезал обычным ножом.

Нет фото

Радиатор для светодиода вырезал из дюралюминия толщиной 8 мм, а заднюю крышку из пластины толщиной 3 мм. Диаметр этих деталей 31,8 мм. Подгоняются под корпус как можно точнее, чтобы обеспечить хороший контакт.
Защитное стекло.

От старых велоочков остался комплект сменных линз и среди них оказались бесцветные. (сами очки давно потеряны, а к другим очкам эти линзы не подходят).

Кронштейн под стандартное крепление на руль для фары CatEye, изготовил из дюралюминия толщиной 2 мм.
Все детали есть, теперь можно собирать. Это светодиод закрепленный на радиаторе.
Все "внутренности" фары в сборе.
Вид спереди.

Кронштейн крепится в торец радиатора, в котором нарезана резьба на М5.

Вид сзади.
Фара с креплением на руль.
Чтобы придать товарный вид, осталось покрасить.

Что и было сделано.

Еще один вид.
 
Аккумулятор для фары 6В х 4,8 Ач
 

Обкатал, светит неплохо, но ездить с 10-ти ваттной галогенкой значительно приятнее. У этой свой плюс, экономичность и долговечность. А галогенки, хватило только на два сезона да и с ней всегда приходится возить с собой вспомогательный свет, так как она может сгореть в любой момент. Еше надо бы сделать несколько режимов мощности и контроль заряда аккумулятора, чтобы все это управлялось от одной кнопки. Почитал как это можно реализовать на практике, но там много новых слов: микроконтроллер, ассемблер, компилятор, программатор...etc, а дальше совсем какие-то матершинные слова идут.

28 октября 2006 г.

Олег Саматов

klin@inbox.ru 
 

Доработка фары.

Заменил пятиваттный светодиод на трехваттный, так как ощутимой разницы в освещениии не обнаружил, а вот потребление энергии снизилось заметно. Сделал управление фарой на микроконтроллере PIC12F629. В качестве переключающего элемента взят транзистор IRL540N с сопротивлением в открытом состоянии 0,03 Ом. Теперь есть три уровня мощности и мигающий режим. Переключение происходит по кольцу, длительное нажатие кнопки (1,5-2 сек) приводит к выключению фары. Изменение мощности производится методом ШИМ, частота импульсов 100 Гц. Принципиальная схема фары приведена на рисунке.

Поскольку места для установки платы в корпусе не было, то монтаж сделал объемным и залил все эпоксидкой. Получился маленький блок, который удалось разместить внутри.

Код программы микроконтроллера (файл с расширением .HEX):

:020000040000FA
:1000000001288316D03090008312850183161230A8
:1000100085001030950010309600831208308B0058
:1000200064307120051E6428051A14281330A600B8
:100030002330A4004130A5004A201330A6003C30F4
:10004000A4002830A5004A201330A6006430A40084
:100050000130A5004A201330A60085161430712007
:100060008512C83071208516143071208512C83071
:10007000712085161430712085120930A200051AEE
:100080005E285030712013302602031D1628A20B63
:100090003F282D280730A2008516240877208512D6
:1000A00025087720A20B4C28051A5B28133026025E
:1000B00003194A280800A60B4A286428A60B6128C1
:1000C0006428503071203F288512FA307120FA30B0
:1000D0007120FA307120FA3071208312850163009B
:1000E0000128A3007620A30B722808000A30A00084
:1000F0001F30A100A10B7A280000A00B782808006F
:02400E00C43FAD
:00000001FF

Пока не реализована функция определения остаточного заряда аккумулятора. Можно использовать два метода:

- задействовать компаратор микроконтроллера и определять текущее напряжение аккумулятора - отсюда делать вывод о его состоянии;

- считать время работы фары и сравнивать его с заданным.

У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы. Вот собственно проблема выбора между этими методами и заморозила работу на этом уровне.

Сделал другой аккумулятор, вернее два комплекта. Изготовлен на основе стандартного держателя для четырех элементов. По торцам закрепил жесткие щеки из пластика, а сверху натягивается кусок велокамеры подходящего диаметра. Конструкция получается герметичной от дождя. Один комплект работает около 4-х часов на полной мощности.

Удобство такого аккумулятора:

- легкий, легко закрепляется на затылке шлема резинкой;

- можно использовать батарейки в случае необходимости;

- можно заряжать в стандартном зарядном устройстве, где каждый элемент заряжается индивидуально, независимо от других;

- эти же элементы в случае необходимости могут использоваться и в других устройствах: фотоаппарат, GPS...

9 июля 2007 г.

Олег Саматов

klin@inbox.ru