space2.gif (55 bytes)

Марафон - 200 км

Екатеринбург - Полевской - Сельки (р-н оз. Иткуль) и обратно

   
  26 апреля 2003 г.


 

В этом году я все-таки решился поучаствовать в марафоне. Собирался и в прошлом году и в позапрошлом, но… Как-то раз перед этим, прокатился с марафонцами клуба Урал-марафон на 100-километровую велопрогулку до Лосиного и … не помню как домой добрался. После этого полмесяца не смотрел на велосипед. Нет, не то чтоб они гнали как очумелые, но я пытался угнаться за ними, а силы были не равные. ”Умирал” долго и мучительно, спасло только то, что на обратном пути ветер был попутный, и меня все-таки принесло к дому. Поэтому, слово - марафон, у меня всегда ассоциировалось с той поездкой, соответственно никакого энтузиазма не было.

В середине апреля, как-то случайно услышал в Биомеханике, что народ активно заказывает шины Schwalbe marathon. К чему бы это? Не по лесу ведь гонять на лысой резине? К тому времени уже была рассылка с приглашением принять участие в двухсоткилометровом марафоне, поэтому вывод напрашивался сам собой – есть желающие стартовать на байках. У меня тоже появился какой-то зуд, “А почему бы не попробовать разок?” В походах приходилось проезжать и по сто, и сто пятьдесят километров. А вот двести? Такое было лишь однажды, да и то при форс-мажорных обстоятельствах, когда не было выхода. Поэтому опыта дальних поездок никакого – голый энтузиазм.

Но попробовать чего-нибудь новенького, хотелось. Два-три года поездок в ПВД приводят к тому, что кажется, все леса вокруг города уже объезжены. Начинаются трудности с выбором маршрута, так как по старым местам, где уже бывал, ехать не хочется, а  ехать подальше, где не был, нет сил. Вот тут-то и приходит время марафонов – это как раз то, что требуется на данном этапе. Можно попробовать себя в дальних поездках, а уже затем снова вернуться к ПВД, но уже с опытом, когда можно крутить педали по 8-10 часов, конечно при условии, что этот опыт появиться.

Из теоретической подготовки, только статья Владимира Семенова "Особенности езды на длинные дистанции". Но для начала этого должно хватить. Из практической подготовки тоже не густо, 500 км в феврале, 500 км в марте и километров четыреста в апреле. Прочитал правила, по которым проводятся марафоны (бреветы) Парижским велоклубом AUDAX CLUB PARISEN (ACP). Оказывается, на двести километров отводится 13,5 часов. Если первые сто километров проеду, как обычно за пять часов, то вторую сотню как-нибудь проползу за восемь с половиной часов.

С вечера проверил свой байк GT Avalanche. Было желание сменить уж больно агрессивные покрышки Tioga Factory XC на полуслик Ritchey Speedmax 2.0’, но потом махнул рукой, если сил хватит, то проеду на любой, не хватит – никакая резина не поможет. Будет кросс-кантри по асфальту. Погоду обещали неважную, дождь, ветер – что немного огорчало, но для туристов это не причина, чтобы отказаться от поездки. Приготовил с собой немного печенья, грамм по сто изюма и орехов, сникерс, пару карамелек, литр сока, литр минералки и пол-литра ряженки для перекуса.

Сбор назначен на 8-00, до места мне 10 километров, поэтому выезжаю чуть пораньше, чтобы не торопиться. Всё равно немного опаздываю, народ уже в сборе. Заполняю карточку, плачу оргвзнос. Народу много, но из знакомых, кто собирается участвовать в марафоне, только Алексей Маркс, Костя Ротт, Дима Горюшин и Дима Малышкин, т.е. те с кем ездили в ПВДшки.  Много туристов, но они сегодня в роли провожающих и значит, я зря надеялся, что у меня будет компания по силам. Похоже, придется ехать в арьергарде. Петр Иванович Мисник выступил с напутственным словом, основная мысль которого сводилась к тому, что бревет – это не гонка, а прогулка в свое удовольствие. “Может быть это и так, но круизом бревет все равно не назовешь”- думаю себе. Но, тем не менее, настроение приподнятое.

Народ начинает потихоньку трогаться, но старта почему-то не дают. Тут кто-то спрашивает, когда будет старт, на что П.И замечает, что старт дан еще в 8 часов и время уже идет. Все зашевелились активнее, я тоже быстренько выкурил сигаретку (когда еще будет следующая?) и порулил на дорогу.

Выехал за город, половина сил уходит на борьбу с ветром, здесь догоняет Толя Крашенинников и предлагает подвезти меня “на колесе”. Кто же от такого откажется? Пристраиваюсь за ним, становится легче, сзади подтягивается Алексей Иванов, прикрывая меня с тыла. Нас обгоняют небольшие группы, по два-три человека. Толя периодически оглядывается и кричит: “Ближе-ближе держись”. Да я бы рад, но не успеваю за ним, а он, наверное, не понимает этого. Затем Толю впереди меняет Алексей, и у знака Европа-Азия, перед Курганово, мы расстаемся, у них сегодня другие планы, поездка на Волчиху. На ходу благодарю их за помощь и еду дальше, это только начало. В Курганово замечаю трех человек, в стороне от дороги, один вроде чинит колесо. Появилось желание чего-нибудь съесть. Хорошо у туристов – есть перекус, остановились, пожевали и поехали дальше. Теперь надо учиться есть на ходу. Ничего, получается, печенье идет за милую душу. Правда, небольшой казус вышел с изюмом, который лежал завернутым в полиэтиленовый пакетик, в заднем кармане футболки. Никак не могу найти вход в пакет. И так и сяк кручу его за спиной, нет и все! Надоело, дай, думаю, проткну его и через дырку доберусь до проклятого изюма. Теперь ковыряю пальцем. Рука уже затекла, пальцы не слушаются, ничего не получается. Можно остановится на минутку, и достать, но теперь уже принципиально не хочу тормозить. Через десять минут – все кончено, во рту кисленький вкус победы, я до него добрался. Первый урок есть - еду класть поближе.

Думал, что меня уже все обогнали, но слева вдруг тихонько зашелестело и два шоссейника плавно проплывают мимо меня. Раздается “Привет!” – здесь и Алексей Маркс, оказывается это их, я видел в Курганово. Сначала не собираюсь за ними гнаться, но вспоминаю, что впереди Полевской, а через него мне ни разу не удавалось проехать так, чтобы не заплутать, вечно выбираюсь дворами. Поэтому догоняю их и пристраиваюсь за Алексеем. Сначала тяжело, но потихоньку втягиваюсь и даже удается перевести дух. Впереди почти все время один и тот же парень (велик у него какой-то необычный), мы сзади, иногда тасуемся. На душе немного противно, что за чужой спиной еду, но вперед не выезжаю – будет смешно, если выскочу и тут же “кончусь”.

Сверху начинает капать, но не сильно и не долго. Хорошо, что не забыл очки, их вытирать от грязи, летящей из-под колеса, легче, чем глаза. На первом же длинном спуске, наглядно увидел превосходство в скорости шоссейника над MTB. Как только начался спуск, приготовился подтормаживать, чтобы не накатывать на переднего, но не тут-то было! Он стал на глаза отрываться от меня, начинаю немного подкручивать, но это не спасает, надежда на небольшой отдых уплывает, приходится крутить по полной программе, чтобы не отставать.

Догоняем Диму Малышкина, затем Игоря Ямангулова, все вместе проезжаем Полевской. Где-то, на полпути, между Полевским и Полдневой, группу начинает лихорадить, то сожмется, то растянется, неожиданно для себя оказываюсь впереди. Проезжаю Полдневую уже один, так как сзади никого нет почему-то. Снова два шоссейника берут меня на обгон, они существенно прибавили в скорости, поэтому я даже не пытаюсь за ними увязаться. Здесь уже ехать легче, идет снижение местности к оз. Иткуль, да и ветер уже не лобовой, а немного сбоку. Догоняет Алексей Маркс, едем какое-то время рядом, разговариваем, потом он отстает и снова еду один.  Проезжаю Каменушку, теперь надо не пропустить поворот на оз. Иткуль. Вообще, если бы я ехал здесь первый раз, то точно бы укатил не туда. Перед своротком стоит большой указатель с надписью “Иткуль”  и стрелкой показывающей, что ехать надо прямо. На самом деле надо поворачивать направо, чтобы выехать к озеру. Так и делаю. Снова догоняет Алексей и перед подъемом уходит вперед. Немного сбрасываю скорость, чтобы отдохнуть. Подъем будет длинный и крутой, он мне хорошо известен. Вначале подъема вдруг резко заболело колено, без всякой подготовки. Дотягиваю до середины и спешиваюсь, чтобы не усугублять состояние. Прохожу метров пятьдесят пешком, боль в колене также резко пропадает, как и появилась. Снова сажусь и еду дальше. Навстречу, один за другим понеслись возвращающиеся. Вот и два моих напарника, с которыми ехал. Видимо, у меня настолько замученный вид, что один из них притормаживает и говорит, что бы подбодрить меня, что до КП осталось полтора километра. Проносится Алексей Маркс, похоже, что он совсем не отдыхал, отметился и сразу назад.

Сельки! КП! Наконец-то! Отдаю карточку для отметки и растягиваюсь на траве. 4 часа 46 минут без единой остановки, такое у меня первый раз. Сто километров позади. Скорость конечно не ахти, но впереди еще сто километров, силы надо беречь. Усталости сильной нет, только ноет седалище. Теперь можно не торопиться, запас времени большой. Двадцать пять минут отдыхаю, перекусываю ряженкой с пирогом, восстанавливаю никотиновый баланс, изрядно истощившийся. Подтягивается Игорь Ямангулов. Дима Горюшин подкачивает колесо и укатывает, он сегодня на шоссейнике.

Пора и мне в путь. На спуске встречаю Костю Ротта, в большой компании байкеров. Они не спеша, гребут в подъем. Приветствую собратьев на амортизационных вилках и трясусь дальше по разбитому асфальту. Назад ехать тяжелее, все-таки усталость сказывается. После Полдневой начинает помогать ветер. Обратный путь проделать без остановок не получается и перед Полевским делаю короткую остановку. Догоняет Дима Горюшин, где-то я его обогнал. Видимо это он грелся на солнышке после Полдневой, сидя в беседке. Заезжаем в Полевской, у магазина Дима говорит: “Я бы сейчас кусок мяса съел. От сладкого в животе все слиплось”. Начинает притормаживать. Я в такой же ситуации, тоже хочется есть, но останавливаться не охота, потом так тяжело разгоняться. Говорю: “Я дотерплю до дома” и дальше еду один. Проезжаю Северский, а вот здесь начинаю крутить головой. Однажды возвращаясь из похода по Южному Уралу, укатил в Косой Брод. Где-то здесь есть неприметный поворот, который надо не пропустить. Вспомнил об этом вовремя, потому что поворот уже проехал и надо возвращаться назад, хорошо хоть недалеко успел уехать. Возвращаюсь.

Становится тяжело сидеть в седле. Начинаю ерзать, в попытке найти положение, в котором еще можно сидеть, но спасения нет. Дотягиваю до Курганово и у дамбы останавливаюсь. Спускаюсь к реке и долго валяюсь на траве. Сиди, не сиди, а ехать надо.

После Курганово снова вижу Диму на автобусной остановке. Когда же он успел проехать мимо меня? Наверное, когда я ехал в Косой Брод, в этот момент он и проскочил. Последние километры даются тяжело, гудит в голове и побаливает шея, похоже, надуло в ухо, когда ехал туда против ветра. Вот и финиш, время – 18-15. Вконец обессиленный сползаю с велосипеда. Да, двести километров, это кажется тот предел на который я еще способен, но не больше.

Уложился официально за 10 часов 15 минут (точнее 9-52, поскольку стартовал не в 8-00, а попозже). Ну и для статистики, средний пульс – 144 уд/мин, максимальный пульс – 178 уд/мин, расход энергии – 4288 ккал.

   klin@inbox.ru